Вы здесь

Охрана источников питьевого водоснабжения

Состояние Шершневского водохранилища, являющегося единственным источником питьевого водоснабжения Челябинска и прилегающих к нему населенных пунктов (г. Копейск, г. Коркино, г. Еманжелинск, с. Кременкуль) вызывает озабоченность населения, экологов и органов власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 №10 (далее СанПиН 2.1.4.1110-02), зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. В соответствии с подп. 14 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. При этом указанное законоположение, введено Федеральным законом от 19.06.2007 N 102-ФЗ и начало действовать с 03.07.2007.

Согласно п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не

предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

По смыслу приведенных правовых норм, приватизация земельных участков ограниченных в обороте, допускается только в том случае, если имеется специальный разрешающий закон федерального уровня. Однако такой закон в настоящее время не принят.

Аналогичный вывод отражен в обзоре практики рассмотрения судами Челябинской области дел, связанных с применением законодательства о земле, за 2010-2011 годы, утвержденный Постановлением президиума Челябинского областного суда от 23.11.2011, а также во многих определениях Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3), и вместе с тем, не устанавливает условия реализации данного права, - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2009 года N 48-О-О и от 29 января 2009 года N 50-О-О).

Исходя из данных конституционных предписаний и требований статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на приватизацию государственного и муниципального имущества не относится к числу конституционных; оно регламентируется федеральным законодателем исходя из интересов защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2007 N 379-О-П).

Решением исполнительного комитета Челябинского областного совета депутатов трудящихся от 12.10.1976 утверждены зоны санитарной охраны источников Челябинского водопровода.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 №465 утверждены зоны санитарной охраны Аргазинского водохранилища, Шершневского водохранилища и реки Миасс между ними, а также дано описание границ. Сведения о таких границах отражены на публичной кадастровой карте в сети Интернет.

В связи с этим, гражданам и организациям при решении вопроса о приобретении в частную собственность земельных участков рядом с Шершневским водохранилищем и другими водными объектами,

используемыми для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, следует внимательно изучить действующее законодательство и документы об установленных зонах санитарной охраны таких объектов.

Лицам, владеющими земельными участками в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, но не являющимися их собственниками следует соблюдать установленные СанПиН 2.1.4.1110-02 и другими нормативно-правовыми актами запреты и ограничения на осуществление деятельности в таких зонах.