факс 260-05-11
Порядок исполнения организациями (банками и иными кредитными организациями, финансовыми органами, налоговыми органами, органами записи актов гражданского состояния, регистрирующими органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) требований, содержащихся в судебных актах и актах, выданных другими органами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами.
Исполнительное производство представляет собой урегулированную законом деятельность уполномоченных органов по принудительной реализации судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым предоставлено право возлагать на физических и юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Чаще всего в повседневной жизни, граждане являющиеся взыскателями по исполнительным документам, выдаваемым им судами различных уровней, а также другими органами, после получения исполнительных документов, обращаются в органы принудительного исполнения с целью восстановления нарушенных прав – Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Одним из таких подразделений, созданных в соответствии с постановлением Главного судебного пристава Управления ФССП по Челябинской области, является Межрайонный специализированный отдел судебных приставов г. Челябинска по исполнению актов судов и иных органов в отношении должников – юридических лиц (далее по тексту МСОСП по ЮЛ г. Челябинска), расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Тернопольская, 23.
В МСОСП по ЮЛ г. Челябинска на исполнении находятся только те исполнительные производства, где хотя бы оной из сторон выступает юридическое лицо.
В связи с тем, что надзор за деятельностью данного отдела судебных приставов осуществляет прокуратура города Челябинска, ежедневно в прокуратуру города поступают жалобы и обращения по вопросам неисполнения решений судов и решений других органов, по вопросам бездействия судебных приставов-исполнителей.
По результатам рассмотрений обращений и жалоб, прокуратурой города Челябинска принимаются меры прокурорского реагирования. Так, в адрес руководителя УФССП по Челябинской области направляются представления об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве, ставятся вопросы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. В адрес начальника МСОСП по ЮЛ г. Челябинска вносятся протесты, направляются требования о принятии мер к исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах.
Однако, рассматривая поступающие обращения и жалобы, установлено, что во многих случаях, граждане могли бы избежать инициирования подачи таких заявлений, будучи надлежащим образом осведомленными обо всех возможностях и способах обращений в иные органы с исполнительными документами.
Так, в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов, могут исполняться не судебными приставами-исполнителями, а иными органами. В данном случае МСОСП по ЮЛ г. Челябинска не является единственной и последней инстанцией, в которую взыскатели могут обратиться с заявлениями о принятии исполнительных документов.
К органам, которые могут исполнять требования, содержащиеся в исполнительных документах можно отнести, также банки и иные кредитные организации, финансовые органы, налоговые органы, органы записи актов гражданского состояния, регистрирующие органы по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Организации могут исполнять исполнительные документы о взыскании периодических платежей и о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 тыс. руб. в том случае, если они выплачивают должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи. К числу таких организаций можно отнести организации, в которых работает должник, органы, выплачивающие должнику пенсии, пособия и другие периодические платежи, учебные заведения, выплачивающие стипендию.
Банки и иные кредитные организации исполняют требования, содержащиеся в судебных актах и актах других органов в двух случаях:
1) исполнительный документ, поступивший к ним от судебного пристава-исполнителя или непосредственного от взыскателя, должен содержать требование о взыскании денежных средств или об их аресте;
2) наличие в них счетов или вкладов должника. Такие сведения взыскатель может получить в налоговых органах.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не предусматривает в качестве обязательного условия обращения взыскателя в банк или иную кредитную организацию наличие у него сведений об имеющихся счетах должника и наличии на них денежных средств. Поэтому взыскатель вправе предъявить исполнительный лист непосредственно в банк или иную кредитную организацию даже в тех случаях, когда он не располагает сведениями о наличии денежных средств на счетах должника в банке.
Банки и иные кредитные организации исполняют требования содержащихся в судебных и иных актах путем списания денежных средств со счета должника в банке.
Порядок исполнения банками и иными кредитными организациями исполнительного документа, поступившего от взыскателя, регламентируется Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Налоговые органы в лице Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов участвуют в исполнительном производстве в случаях неисполнения налогоплательщиком или налоговым агентом обязанностей по уплате налогов. Неуплата или неполная уплата налогов налогоплательщиком в установленный срок влечет принудительное взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на его счетах в банке, в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.
Взыскание налога производится на основании постановления налогового органа. В банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, направляется инкассовое поручение (распоряжение) на списание и перечисление в соответствующий бюджет необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента-организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. В этом случае налоговый орган выносит соответствующее постановление и направляет его судебному приставу-исполнителю для исполнения в соответствии с Налоговым законодательством. Взыскание долга с физического лица за счет его имущества производится в судебном порядке.
Судебные акты, которыми Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обязываются передать физическим и юридическим лицам денежные средства соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, исполняются Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ, финансовыми органами муниципальных образований.
Органы по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним исполняют решения судов о признании права собственности, прекращения права собственности, об установлении факта принадлежности строения или земельного участка на праве собственности.
Органы записи актов гражданского состояния исполняют требования судебных актов и актов других органов, если эти решения в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» требуют регистрации в указанных органах. В частности, подобная регистрация необходима при установлении отцовства, признании актовой записи об отцовстве недействительной, при регистрации решений суда о расторжении брака.
На основании изложенного, гражданин, являющийся взыскателем по исполнительному документу, в целях наиболее эффективной и оперативной реализации своего права, может обратиться в вышеперечисленные органы, минуя обращение в Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы, тем самым компенсируя и сохраняя свое время.
Информация предоставлена прокуратурой города Челябинска, исполнитель – помощник прокурора города Челябинска, юрист 2 класса – А.В. Комаров
Сетевое издание: Администрация Советского района города Челябинска (16+). Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-74820 от 21.01.2019 г.
Учредитель: Администрация Советского района. Главный редактор: Тихонов Илья Иванович. sovadm74.ru
Адрес редакции: 454091, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 27, корп. а, 8 (351) 260 05 44.
Электронный адрес редакции: asr[at]sovadm74[dot]ru
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: asr[at]sovadm74[dot]ru