факс 260-05-11
И.о. губернатора Борис Дубровский 26 марта представил депутатам Законодательного собрания, а вместе с ними – всем жителям Южного Урала, предложения по изменениям в Стратегию социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года.
Стратегия 2020 существует в Челябинской области уже семь лет, но в настоящее время назрела объективная потребность в ее доработке, а по некоторым позициям – в коренном изменении. Как отметил в своем выступлении Борис Дубровский, именно скорректированная Стратегия станет основным документом для его работы на посту главы региона. В новой редакции впервые отражены конкретные целевые показатели и механизмы их достижения. В ней сконцентрированы все основные преимущества Челябинской области – в экономике, здравоохранении, образовании, науке и культуре. «Но нашим главным преимуществом – и это мое глубокое убеждение – был и будет человек. Мы еще только осознаем то огромное богатство, которым являются наши люди. Их нераскрытые возможности – это главный источник нашего успеха. Именно поэтому Стратегия разработана с пониманием того, что необходимо развивать человеческие и концентрировать финансовые, природные и иные ресурсы на приоритетных направлениях», — подчеркнул Дубровский.
Кроме того, и.о. губернатора отдельно остановился на ближайших планах своей работы, должил о выводах, которые он сделал для себя из общения с людьми. В целом, по мнению главы региона, в настоящее время первой и самой значимой задачей, которая стоит перед всеми уровнями власти, является наведение порядка в различных сферах жизни Челябинской области. Речь идет о выстраивании рациональной, логичной системы принятия государственных решений, оптимизации расходов, централизации госзакупок, изменениях в дорожном хозяйстве и строительной сфере, массированном привлечении инвестиций и решении проблем трудоустройства южноуральцев.
«Мы – наследники нескольких поколений победителей. Давайте помнить это и побеждать», — завершил свое выступление Борис Дубровский.
Послание и.о. Губернатора Челябинской области Б.А. Дубровского Законодательному собранию о новой редакции Стратегии развития Челябинской области до 2020 года
26 марта 2014 года
Уважаемые депутаты! Южноуральцы!
Сегодня я представляю вашему вниманию предложения по изменениям в Стратегию развития Челябинской области.
Этот документ существует уже 7 лет, и за это время корректировался исходя из меняющейся ситуации. В нем есть основополагающие векторы развития, цели, фокусировка ресурсов для их достижения.
Надо отметить, что многие задачи Стратегии были выполнены. Но к настоящему времени возникла объективная потребность в её доработке, а по ряду позиций - и в коренном изменении. На ход реализации Стратегии повлиял кризис 2008 года, который существенно ограничил возможности для достижения ряда показателей. Кроме того, за эти годы существенно изменилась сама область, поменялись макросреда и мировой баланс сил.
Мы проанализировали конкурентные преимущества и недостатки нашей области, определили новые векторы развития и точки роста. Оценили доступные ресурсы и возможные инструменты. Все они были положены в основу предлагаемых изменений.
Направления обновленной Стратегии увязаны с основными приоритетами развития России и Уральского федерального округа. Учтены интересы наших ведущих предприятий и внешних инвесторов.
Для меня Стратегия является основным документом для работы, которым я планирую руководствоваться для достижения обозначенных целей. Также замечу, что в новой редакции впервые отражены конкретные целевые показатели и механизмы их достижения.
Стратегия - это коллективный труд, подготовленный Правительством совместно с Законодательным Собранием, органами местного самоуправления, научным и экспертным сообществом.
Цель Стратегии – это рост благосостояния и качества жизни людей. Другой цели в Стратегии нет. Этот рост будет обеспечен за счет динамичного развития и повышения конкурентоспособности области.
Эти цели понятны и достижимы при ключевом условии: основой всего является человек, его материальные и духовные потребности, которые заключаются в простых и всем понятных вещах:
Первое. У людей должна быть стабильная работа и достойный заработок. Возможность за эти деньги купить качественные, недорогие товары и продукты. Приобрести хорошее жилье.
Второе. Это возможность определить детей в детский сад, дать им достойное образование, всестороннее развитие.
Третье. Это качественное здравоохранение. Возможность хорошо отдохнуть, попутешествовать.
Важно, чтобы каждый человек чувствовал себя в безопасности, а в старости – не считал копейки. Чтобы если под боком есть предприятие, оно соблюдало экологические нормы и не подрывало здоровье людей.
Это главные задачи нашей работы и Стратегии.
В предлагаемом документе выделены наши основные преимущества в таких сферах, как экономика, здравоохранение, образование, наука и культура. Но нашим главным преимуществом – и это мое глубокое убеждение – был и будет Человек. Его уникальный духовный, умственный и трудовой потенциал.
Человек – основа всего! Сложно представить, каким ресурсом в этом плане мы обладаем. Мы еще только осознаем то огромное богатство, каким являются наши люди. Их нераскрытые возможности - это главный источник нашего успеха.
Именно поэтому Стратегия разработана с пониманием того, что необходимо развивать человеческие и концентрировать финансовые, природные и иные ресурсы на приоритетных направлениях. Все ресурсы, кроме человеческого, ограничены. А человеческий потенциал ограничен только нашими представлениями о его границах.
Мы сейчас перед заседанием обсуждали разные сценарии. Я хочу заявить, что я нацелен на лучшее, и озвучу параметры благоприятного сценария.
Итак, мы рассчитываем в 2020 году:
- увеличить валовый региональный продукт до триллиона семисот сорока миллиардов рублей. В денежном выражении это примерно в 2 раза больше, чем имеется сейчас. Но мы понимаем, что порядка 40% этого прироста «съест» инфляция.
Также планируется довести ежегодный объем инвестиций в основной капитал до 420 миллиардов рублей, а производительность труда повысить в 1,7 раза.
Считаю необходимым о повышении производительности труда поговорить отдельно. Есть расхожее мнение, что об этом надо говорить осторожно, исключительно в академических кругах, потому что наш человек не любит работать, есть такой миф у либералов. Я до 40 лет работал руками, вокруг меня были разные коллективы. Кто построил эту страну, кто сделал ее той страной, которая она есть? Обращаюсь к либералам, которых, я надеюсь, нет в этом зале. Не кусайте ту руку, которая вас кормит. И любите родину – мать вашу! Увеличение производительности труда означает, что человек должен не работать в два раза больше, а работать эффективней. Мы с вами, коллеги, организовываем эту работу, и люди готовы работать.
Производительность труда будет увеличена за счет перехода на новейшие технологии и оборудование, повышения профессионального уровня работников. Это нужно делать всем хозяйствующим субъектам, в их же, замечу, интересах. И тогда человеческий потенциал будет раскрыт.
Высокие показатели в экономике должны стать базой для развития социальной сферы. Социальный блок сформирован в соответствии с новыми показателями, которые заложены в майских указах Президента и прогнозе социально-экономического развития страны до 2030 года. И здесь тоже во главу угла поставлен человек с его интересами и потребностями.
Социальный блок представляет собой единую программу развития социальной сферы по всем направлениям. Это здравоохранение, образование и наука, культура, социальное обслуживание, физкультура и спорт. Это инвестиции в человека, в развитие его потенциала. При этом основным механизмом реализации программы стали региональные «дорожные карты». Они будут оцифрованы и станут прямым руководством к действию.
Расширено направление по эффективной занятости населения. Здесь задействованы не только государственные, но и ведомственные программы. А также конкретные проекты по развитию системы образования и переподготовки кадров, отвечающие потребностям рынка труда.
В социальном блоке определены следующие показатели:
- увеличение продолжительности жизни минимум до 74 лет с нынешних 69. Это наши с вами пять лет. При этом нам уже сейчас важно понимать, какую демографическую картину мы будем иметь к 2020 году. Пока расчеты показывают, что численность населения области резко не изменится, и будет составлять около трех с половиной миллионов человек. При этом существенно возрастет доля людей пенсионного возраста, это общая тенденция. Даже есть такое понятие «серебряная экономика», от слова седина. И мы должны изучить этот опыт, чтобы понять, каким должен быть социальный блок, чтобы человек оставался работоспособным. И после того, как он уходит на отдых, он оставался активным. И в этот возраст не нищенствовал, не ждал смерти, а жил. Нам нужно очень бережно относиться к этим людям. Хотя бы из логики – что это и наше будущее. Есть и другие основания – благодарность тем людям, которые нас вырастили, учили, терпели.
- запланирован рост заработной платы в 1,8 раза в период с 2014 по 2020 год;
- планируется увеличить обеспеченность жильем на одного человека до 30 кв. метров в 2020 году, то есть почти в полтора раза. База экономическая, строительная у нас для этого точно есть.
Сейчас ситуация в экономике региона и в социальной сфере неоднозначна. С одной стороны, у нас есть достаточно высокий запас прочности. Южный Урал был и остается производственным и экономическим сердцем страны. Это результат большой работы всех южноуральцев. Но с другой стороны, есть и серьезные проблемы. Неблагоприятная мировая конъюнктура привела к падению в металлургии и машиностроении. С 2010 года темпы роста промышленного производства постоянно снижались, и в 2013 году, если выражаться точно, оцифрованными категориями, мы показали снижение, не значительное, но снижение. Из-за снижения прибыли в базовых отраслях бюджет недополучает доходы. Средняя зарплата в области — эта цифра для нас вызов — на 13% ниже среднероссийской.
При этом в обозримый срок никакие экономические катастрофы нам не грозят. Область развивается достаточно устойчиво. В перспективе это может привести к тому, что мы достигнем всех этих показателей.
Поговорим о наших конкурентных преимуществах, выделяя при этом:
- высокий образовательный уровень большинства специалистов, возможности для обучения и переобучения;
- разнообразные природно-климатические ресурсы. Наличие полезных ископаемых, по ряду которых область является уникальной кладовой. Это должно сформировать дополнительный инвестиционный спрос, создать новые продукты и переделы с более высокой добавленной стоимостью;
- до конца мы не оценили возможности наших закрытых городов и предприятий оборонно-промышленного комплекса. У нас закрытых городов три, я был поражен уровню компетенции, технологий в этих городах.
- мощный аграрно-промышленный комплекс и наличие свободных земельных угодий. Развивайтесь, товарищи крестьяне, мы сделаем все для этого возможное.
- у нас масса заброшенных промышленных площадок, обеспеченных инфраструктурой, которые будут вводиться в хозяйственный оборот;
- перспективы регионального здравоохранения: мы их видим прежде всего за счет развития центров ядерной, кардио- и нейромедицины, с формированием системы послеоперационного долечивания и восстановления. Уже начали работать с Росатомом, есть практические результаты. Это серьезный потенциал, который сложно оценить. Почему люди ездят заграницу лечиться? Потому что не верят в нашу медицину, хотя это уже сейчас не так. В чем мы проигрываем – в окончательном восстановлении человека. Проигрываем в среде обитания, человеку должно быть комфортно в период выздоровления. Чтоб вокруг него был не хаос, не визуальная катастрофа, а то, что есть в Европе. Которая, кстати, тоже не является эталоном. Поэтому давайте развивать свое.
- возможности для создания индустрии спорта и отдыха;
Надо обратить внимание наши географические преимущества. С давних пор Южный Урал находился на перекрестке главных транспортных артерий. Здесь проходил Великий Шёлковый путь. Через наш регион первой на Урале прошла Транссибирская магистраль. В Челябинске, кстати, находилось управление строительством Транссиба. И таких «точек гордости» у нас на Южном Урале десятки, если не сотни.
Подводя итог своему докладу , информирую вас о том, что поручил правительству области до 1 августа разработать План конкретных мероприятий по реализации Стратегии.
На этом я завершаю доклад по Стратегии, но не завершаю свое выступление.
Надо мыслить глобально, а действовать локально. Стратегия – она бесспорна, новация в ней в том, что я предлагаю понять, что человек – основа всего. Очевидная вещь. Нам надо с людьми работать. Я посвятил эти 2,5 месяца тому, что встречался с людьми. И они ждут от нас не заявлений, а конкретных вещей. Они говорят – наведи порядок. Причем в каждом разговоре слово «порядок» понимается по-разному.
Обращаюсь к вам, потому что вы – члены команды. Чтобы люди поняли, что мы их слышим.
Нет наивных людей в нашей области. Это грамотные люди, которые видят, что происходит, читают газеты, смотрят телевидение, знают, что творится зарубежом. Это совсем другой человек, который понимает, что с ним должны общаться цивилизованные люди. И власть, как сказал Владимир Владимирович Путин, это народ.
Многие решения на самом деле очевидны и лежат на поверхности. К примеру, оптимизация расходов. Мы начали ее с самих себя, то есть с областной власти. Проанализировали бюджет, убрали дублирующие, избыточные функции, непонятные барьеры, должности. И только на этом сэкономили свыше полумиллиарда рублей. При этом качество работы – не пострадало. Я обращаюсь к муниципалитетам – обратите внимание на нашу практику. Сто рублей сэкономьте – начните с себя. Люди этого ждут.
Еще один важный шаг в экономии бюджетных средств - это централизация госзакупок. Всем известно, что это очень сложная сфера, в которой вращаются миллиарды рублей. Дополнительный контроль здесь будет не лишним. Первый этап – это централизация закупок на уровне региона. Дальше будем двигаться на муниципальный уровень. У нас есть инициатива: все закупки на сумму свыше полумиллиарда рублей будем проводить только после общественной экспертизы. Призываю население области включаться в эту работу, обсуждать необходимость этих трат. Люди вправе участвовать в принятии решения того, как распределяется общественный продукт, который они зарабатывают. Они хозяева этого общественного продукта. Поручил Правительству области в срок до 1 мая внести соответствующие предложения.
Также требуется навести порядок в дорожном хозяйстве. В прошлом году расходы на дороги составили почти 10 млрд. рублей. Было построено и отремонтировано 320 км автодорог. Каждый легко посчитает, сколько это может стоить. Такие огромные средства должны использоваться более рационально. Думаю, что при сохранении тех же объемов финансирования, мы вполне сможем увеличить этот показатель минимум на 15-20 процентов. Я не собираюсь делать меньше дорог, но я хотел бы, чтоб эти дороги делались качественней, поэтому предлагаю вводить практику «контрактов жизненного цикла». Должен обязательно работать принцип, когда организация, которая строит дорогу, гарантирует ее качество и отвечает за эксплуатацию.
Это что касается наведения порядка с расходами бюджета.
Но не меньше людей волнует тема трудоустройства. В области 28 тысяч официальных безработных, но при этом в 2013 году мы привезли 12 тысяч иностранцев. В этом году заявка на 40 тысяч иностранных работников. Федеральная квота – 10 тысяч. Я считаю, что нам и эти 10 тысяч не нужны. По моему поручению Правительство области разрабатывает план ежегодного сокращения выборки квоты минимум на 20 процентов. Вовлекайте человеческий потенциал Челябинской области! Мы привыкли с людьми обращаться, как будто они не совсем люди. Нам проще работать с иностранцами. Работайте с нашими людьми, они у нас есть. Конечно, принятые меры не должны коснуться уникальных иностранных специалистов. Пусть приезжают – мы им только рады.
Наведение порядка в строительном комплексе. Необходима бóльшая прозрачность и предсказуемость управленческих решений. Вот эта практика — «этого пущу – этого не пущу», «этот мой – этот не мой» — она должна заканчиваться. Если в отрасли не будет конкурентной среды, то люди не смогут купить даже 30 кв. м. Как в Озерске – 50 тысяч рублей стоит квадратный метр, потому что там ничего не строится. Без обиды для Озерска, но это яркий пример того, о чем я говорю.
Еще один вопрос, который волнует людей, это конфликты между местными администрациями. В результате страдают жители. К примеру, жители Карталов три дня сидели без воды, потому что район и город не могли решить, кто должен ремонтировать водопровод. Пока не пришел прокурор и не сказал, что возбудит уголовное дело. И сразу поняли, кто должен ремонтировать!
В общественной повестке нередко звучит тема объединения муниципальных образований. Этот вопрос требует рассмотрения, есть какие-то понятные и логичные решения. Но при условии, что люди понимают, что и зачем мы делаем, что это улучшит качество жизни. Но и сейчас ничто нам не мешает принимать решения, где одна улица – граница двух муниципалитетов, надо вместе решить, что тут мы поставим садик. Пусть он будет один, но заполненный.
Наша задача – всего одна, создать среду, в которой инициатива будет проявляться. Пример из моей бывшей практики. Я всегда был сторонником проектного способа работы, когда я понимаю, что будет в конце. Для этого надо отцифровать задачу. Пример — здравоохранение. Как поставить задачу министру? Она определяется результатом. Сколько проживет человек – 74 года, вот эта задача. Или министру строительства. Надо поставить задачу, чтобы квадратный метр стоил 26 тысяч, а не 50. Поручил правительству такие показатели сформировать. Когда они появятся, надо обсудить, люди должны согласиться с ними.
Еще один вопрос, очень важный. Если вернуться к Стратегии, очевидно, что очень важно организовать массированное привлечение инвестиций. Эту политику областное правительство проводило всегда, и ее нужно развивать. Но инвестор изменился, среда изменилась. Нужен адресный подход. Он должен почему-то выбрать нас. Он должен чувствовать, что ему тут будет безопасно, комфортно, что мы его просто любим – в хорошем смысле этого слова. Мы должны его сопровождать. Опыт работы в регионах такой есть. Наш сосед – Татарстан – 10% прирост инвестиций ежегодно. Хотя казалось бы, пакет возможностей такой же, отличие – детальное сопровождение. Под белы ручки берут – и потащили.
И еще. Внешний инвестор – это, конечно, здорово. Но у нас инвестор внутри в области, в основном. Обращаюсь к вашему инвестиционному патриотизму. Зарабатываете в области – инвестируйте, пожалуйста, в нее.
Я пока ввел мораторий на выдачу госгарантий. Надо разобраться. Эта практика, когда вместо того, чтобы поддержать сотню проектов, поддержать всего два, она для меня не бесспорна. Может, лучше иметь сто точек роста, чем две?
И последнее, очень важное для меня. Вспомним историю Челябинской области. Было три волны инвестиций. Первая – первые пятилетки, когда строилась Магнитка, ЧТПЗ. Решения принималось насчет того, что были уникальные природные ресурсы. Это была первая волна государственных инвестиций, в которых мы до сих пор живем.
Вторая волна – беда наша, война. Когда были эвакуированы заводы с Украины, России. Когда приехали люди, технологии, которые многие здесь остались.
Третья волна – когда формировался ядерный щит державы. Требовалось делать это скрытно, нужны были природные ресурсы.
Я уверен, что те события, которые происходят в мире, приведут нас к тому, что будут приниматься решения о каких-то серьезных проектах. Нам надо быть готовыми, что четвертая волна придет к нам. И у нас остается ресурс – наши люди, знания, потенциал человеческий.
Мы с вами все наследники победителей, давайте работать и побеждать!
Источник – www.gubernator74.ru
Сетевое издание: Администрация Советского района города Челябинска (16+). Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-74820 от 21.01.2019 г.
Учредитель: Администрация Советского района. Главный редактор: Тихонов Илья Иванович. sovadm74.ru
Адрес редакции: 454091, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 27, корп. а, 8 (351) 260 05 44.
Электронный адрес редакции: asr[at]sovadm74[dot]ru
Контактные данные для Роскомнадзора и государственных органов: asr[at]sovadm74[dot]ru